tag:blogger.com,1999:blog-4507916269876090232024-02-08T05:04:48.485-08:00Урок Архиповой Е.А.sweethearthttp://www.blogger.com/profile/06352474826143541444noreply@blogger.comBlogger1125tag:blogger.com,1999:blog-450791626987609023.post-70319080738868064932008-04-18T18:58:00.000-07:002008-04-18T18:59:30.825-07:00дитература 6 классТема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям<br /><br />Цель: Выяснить особенности стиля А. П. Чехова, мастера слова, детали, подтекста, способного на маленькой площади емко сказать многое; учить видеть красоту, меткость чеховского слова, авторское отношение к лицемерию.<br /><br /><br />Оборудование:<br /><br /><br /><br />"Краткость-сестра таланта"<br />А.П. Чехов.<br />Ход урока:<br />I Актуализация знаний.<br />1.Учитель: Обратите внимание на тему урока. Сатирические и юмористические рассказы.<br />- Сатира и юмор – это одно и то же? (Что такое сатира? что такое юмор?)<br />Презентация (слайд №1, определение сатиры и юмора).<br />У вас на столах лежат карточки с текстами, в которых нет автора. Но многие фрагменты мне показались знакомыми. (Определите автора и произведение по фрагменту из него)<br />Учитель читает текст, ученики следят, отвечают на вопросы.<br />2. Беседа по вопросам:<br />-Как вы узнали чеховские строки среди других писателей?<br />-Только ли знакомые имена, содержание отрывков помогли вам в этом? А может быть, еще что-то подсказало вам?<br />-именно приметы и позволили вам отнести последний фрагмент к чеховскому рассказу. А ведь это не Чехов! Это "чеховский рассказ "Беловой Лизы, ученицы 6 класса, написанный ею по мотивам рассказа А.П. Чехова<br /><br />II. Изучение рассказа "Толстый и тонкий"<br />1. Прослушивание аудиокниги: серия Школьная библиотека. Рассказы. А.П. Чехов (текст №"2)<br />2. Работа над выявлением стилевых особенностей рассказа А.П. Чехова.<br />-Смешным или грустным назвали бы вы этот рассказ? Почему?<br />-Давайте обратимся к заглавию. Что должно отражать заглавие (тему или основную мысль?)<br />Учитель: По мнению Чехова, заглавие-это смысловой стержень произведения. Заглавие должно быть простым, ясным, кратким и скромным.<br />-Вспомните названия рассказов, которые вы читали у Чехова, проверьте, так ли на самом деле.<br />Вот мы подошли с вами к первой стилевой особенности рассказов А.П. Чехова, давайте ее сейчас сформулируем и запишем в свою тетрадь.<br />Слайд №2 (Стилевые особенности рассказов А.П. Чехова) 1. Простое, предельно краткое заглавие.<br />- Вы уже знакомы с понятием композиции. Перечислите основные компоненты композиции: завязка- развитие действия – кульминация - развязка.<br /> - Определите композицию рассказа "Толстый и тонкий". В чем особенность композиции данного рассказа (В нем отсутствует развитие действия).<br />Найдите завязку рассказа (" На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий"). Предельно краткая завязка: место, время действия, действующие лица.<br />-Кто уже нашел кульминацию? ("Я уже до тайного дослужился")<br />-Найдите развязку рассказа ("На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного стошнило")<br />-Давайте запишем еще одну стилевую особенность в тетрадь<br />Слайд№3(Традиционная композиция: завязка – кульминация - развязка)<br />-Ребята, а вы обратили внимание на построение рассказа? Что лежит в основе построения рассказа? (Диалог). Это еще одна особенность рассказов Чехова.<br />Слайд №4(Диалоговое построение рассказа)<br />Поработайте с текстом рассказа. В чем особенность диалогов Чехова? Только ли они двигают сюжет вперед? (Это рассказы-сценки).<br />давайте обратимся к речевым характеристикам героев. Что вы можете о них сказать? (речь неповторима, индивидуальна.) Давайте оформим и эту особенность<br />Слайд №5(Индивидуальная неповторимость речи героев как основа их неповторимости)<br />Обратите внимание на диалог. В чем своеобразие чеховской фразы?<br />Слайд№6(краткость и лаконизм: простые предложения, практическое отсутствие эпитетов, обилие глаголов)<br />-Как еще знакомит нас писатель со своими героями?<br />-Рисует ли Чехов портреты своих героев? Прочтите.<br />- Не показались ли вам эти описания странными? Это художественные детали ("говорящие детали")<br />Слайд№7("Говорящая деталь" заменяет подробное описание)<br />-Что же происходит на страницах рассказа?(Встреча двух людей) Сколько встреч вы нашли?(1-я: два школьных товарища, 2-я: начальник и подчиненный) И сразу же невидимая пропасть пролегла между ними.<br />Проанализировав особенности языка писателя, переходим к идее произведения: высмеять такие человеческие качества как чинопочитание, угодничество, желание унижаться, подхалимство.<br />III Применение.<br />М. Горький так писал о Чехове: "Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно".<br />-Можете вы теперь сказать, почему я эпиграфом к уроку выбрала именно это высказывание Чехова?<br />А сейчас вашему вниманию предлагается небольшой тест.<br />Задание: Выберите из синонимичного ряда глаголов "чеховский"<br />Слайд №8. ( "Ночь. Нянька Варька, девочка лет 13,(качает, трясет, толкает) колыбель, в которой (располагается, лежит, посапывает) ребенок, и чуть слышно (поет, бормочет, мурлычет):<br /> Баю-баюшки-баю,<br /> А я песенку спою...")<br />Домашнее задание:<br />КОЗ<br />Компетентность: коммуникативная, аспект: письменная коммуникация,II уровень.<br />Стимул: вы писатель.<br />Задачная формулировка: подумай, что расскажет дома о встрече с бывшим одноклассником толстый. Напиши рассказ(5-6 предложений) от лица толстого, соблюдая стилевые особенности чеховского рассказа.<br />Поле модельных ответов:<br />Специфическая шкала<br />№ п/п уч ся<br />ФИО учащегося<br />Использование рассказа А.Чехова<br />Содержание<br />Организация<br />Речевое оформле-ние<br />Орфо-графия. Пункту-ация<br />Итоговый балл<br />Отношение толстого к тонкому<br /><br />Приведены аргументы<br />Итоговый балл х 2<br />Логичность и последовательность изложения<br />Соответствие объему и формату текста<br />Итоговый балл х 2<br />Параметры единой шкалы<br />Параметры единой шкалы<br />1<br /><br /><br /><br /><br /><br /><br /><br /><br /><br /><br /><br /><br />2<br /><br /><br /><br /><br /><br /><br /><br /><br /><br /><br /><br /><br />3sweethearthttp://www.blogger.com/profile/06352474826143541444noreply@blogger.com0